ГДР Часть 3 Экскурсия по Унтер-ден-Линден

Виктор Ардашин
        Предыдущая глава:    http://proza.ru/2023/04/19/128

        На фото из интернет:
        Верхний ряд: 1 – Брандербургские Ворота; 2 – Вид сверху на Брандербургские ворота и разделительную стену.
        Нижний ряд:  1 – Основной корпус посольства СССР на Унтер-ден-Линден; 2 – здание Берлинской государственной оперы; 3 – станция Берлинского метрополитена
 
        Как говорится: «Работа-работой, а отдохнуть тоже надо!». Полезно, когда отдых сопровождается  и получением интересной информации. Так было и у нас с Виктором Альбертовичем. Началась наша культурная программа с пешей прогулки по знаменитой улице Берлина Унтер-ден-Линден. Нас сопровождала замечательная женщина-переводчица по имени Ханна, которая на наш взгляд являлась профессиональным экскурсоводом. Такой вывод мы сделали на основе её познаний практически о каждом доме этой исторической улицы.  Русским языком она владела просто прекрасно, из чего мы предположили, что она является либо выходцем из СССР, либо потомком русских эмигрантов. Но задавать ей такой вопрос мы посчитали некорректным.

        На Унтер-ден-Линден самым известным объектом являются, конечно, Брандергбургские ворота. Они олицетворяют национальный символ Германии. С этими Воротами связана многовековая история Берлина.  Я приведу здесь лишь наиболее важные моменты из этой истории.

        Брандербургские ворота были построены по проекту архитектора Карла Готтгарда Лангганса по распоряжению прусского короля Фридриха Вильгельма II в 1789—1791 годах. Возведены  в ознаменование заключения мирного договора между Пруссией, Нидерландами и Великобританией. Отсюда и второе их название – «Ворота Мира».

        Высота сооружения составляет 20,3 метра, вершина квадриги на аттике достигает высоты около 26 метров. Ширина ворот 62,5, глубина 11 метров. Колонны имеют высоту 13,5 метров и диаметр основания 1,73 метра. Центральный проход имеет ширину 5,65 метра, остальные — 3,80 метра. Одним словом – сооружение весьма масштабное.

        Колесницу с квадригой коней, управляемой древнеримской богиней победы Викторией, — главное украшение Бранденбургских ворот, король и архитектор предусмотрели ещё в первых эскизах проекта.  Копьё Виктории венчает дубовый венок, опоясавший железный крест, на котором восседает коронованный прусский орёл с распростёртыми крыльями.

        После победы французской армии над войсками Четвёртой коалиции и торжественного вступления в Берлин 27 октября 1806 года, Наполеон Бонапарт приказал демонтировать колесницу и перевезти её в Париж. А вот после окончательной победы над Наполеоном богиня Виктория вернулась в Берлин и была награждена «Железным крестом».

        Окончание Франко-Прусской войны 1870—1871 годов и основание Германской империи были отмечены 16 июня 1871 года пышным парадом победы. Войска проходили церемониальным маршем через Бранденбургские ворота. После Ноябрьской революции, отречения кайзера Вильгельма II 9 ноября 1918 года через пропилеи маршировали прусские гвардейцы. 30 января 1933 года национал-социалисты отпраздновали «взятие власти» факельным шествием через Бранденбургские ворота.

        Во время Второй мировой войны Бранденбургские ворота сильно пострадали, но уцелели. Квадрига Виктории была в значительной степени разрушена. С 1945 по 1957 год на квадриге развевался флаг СССР, который затем был заменён на флаг ГДР.

        13 августа 1961 года проход через ворота преградила стена. Ворота находились на территории Восточного Берлина (стена в этом месте как бы «вдавалась» в территорию Западного Берлина). Граждане из Западного Берлина попасть к самим воротам не могли. Но и обычные жители Восточного Берлина не имели доступ к воротам, так как они были отгорожены от Восточной части стеной. 

        Мы с Виктором Альбертовичем так же не могли подойти достаточно близко ни к самим Воротам, ни к стене. Поэтому наша группа направилась к следующему важному объекту нашей экскурсии – зданию посольства СССР, которое располагалось недалеко от Бранденбургских ворот на той же Унтер-ден-Линден. Посольство занимает комплекс из нескольких зданий, построенных в 1949—1951 годах в стиле социалистического классицизма и является архитектурным памятником Берлина. К основному зданию на Унтер-ден-Линден примыкают несколько административных и жилых зданий по улицам Беренштрассе и Глинкаштрассе. Весь комплекс зданий занимает целый квартал в центре Берлина. Тогда мы ещё даже и не предполагали, что через несколько дней переступим порог родного отечества в самом сердце ГДР.

        Не хочу утомлять вас, дорогие читатели, информацией, которая лостаточно хорошо известна и поэтому совсем кратко расскажу об основных достопримечательностях этой исторической улице Берлина.

        Унтер-ден-Линден - одна из самых знаменитых аллей Берлина. Ее название можно перевести на русский «Под липами». Липы появились на месте нынешней Унтер-ден-Линден в 1647 году по приказу курфюста Фридриха-Вильгельма. По этой дороге «Великий курфюрст» ездил верхом из королевского дворца в свои охотничьи угодья. Тысяча лип и тысяча ореховых деревьев образовывали аллею в шесть рядов в 1770 году. Пыльная дорога превратилась в элегантную аллею, ставшую визитной карточкой прусской столицы.

        На этой улице находятся многие символы Пруссии и германской империи: старинный Арсенал, в здании которого сейчас располагается Музей немецкой истории, Берлинская государственная опера, Бранденбургские ворота, Университет имени Гумбольдта, и другие символы страны и города..

        Длина аллеи Унтер-ден-Линден составляет 1390 метров, а максимальная ширина - 60 метров. Аллея начинается от Парижской площади и ведет до Дворцового моста.

        Одна из достопримечательностей аллеи - Дворец Кронпринцев и Дворец Принцесс. Во Дворце Принцесс отдельно от братьев воспитывались дочери прусских королей. В средине 19-го века оба дворца были соединены арочными воротами.

        В конце липовой аллеи в средине Унтер-ден-Линден стоит конный монумент Фридриха Великого. Скульптор К.Д.Раух. Монарх изображен в треуголке, с тростью в руке, верхом на любимом коне Кондэ. Постамент украшает великолепный горельеф, на котором изображены более 70 фигур видных деятелей Пруссии того времени. Расположение фигур дало повод для шуток: военные на переднем плане, а деятели науки и искусства - сзади под хвостом лошади. Шутка - шуткой, но согласитесь – это тоже достаточно символично.

        Среди других достопримечательностей аллеи Унтер-ден-Линден Ханна нам показала здание Университета им. Гумбольта. Это старейший из четырёх университетов Берлина. Открыт в 1810 году. Здание, построеное в 1748-53 годах по проекту архитектора И. Боумана, изначально было дворцом принца Генриха. Университет был открыт по инициативе дипломата и лингвиста Вильгельма фон Гумбольта, который и руководил университетом первые годы после его открытия. Очень скоро этот университет стал одним из лучших не только в Германии, но и во всей Европе.

        Наша неторопливая экскурсия продолжалась часа три. В заключение мы попросили Ханну спуститься с нами в берлинское метро и проехать несколько остановок с пересадкой с возвратом на Унтер-ден-Линден поближе к нашей гостиницы. Ханна сказала, что и сама планировала совершить с нами такое небольшое подземное путешествие.  Ханна нам рассказала, что Берлинский метрополитен является старейшим в стране. Он был открыт в 1902 году. В его проектировании принимал активное участие Вернер фон Сименс. Вот, оказывается, с каких времён берут корни этой ныне известной во всём мире фирмы.

        Время было уже достаточно позднее и народу в метро было немного. Станции метрополитена нам показались достаточно скромными (в смысле их отделки) по сравнению с Московским метрополитеном.  Всё было по-немецки выверено и функционально, без особых излишеств.

        На этом наша экскурсия закончилась и мы, тепло  поблагодарив Ханну и преподнеся ей на память об этой экскурсии московский сувенир, направились в гостиницу для отдыха.

        Продолжение:    http://proza.ru/2023/04/26/109